Управление тренировочным процессом волейболистов

Современная подготовка волейболистов – сложный педагогический процесс, которым управляет тренер. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект, вызывающий соответствующие изменения, способствующие достижению определенной цели.
Процесс спортивной подготовки рассматривается как сложная динамическая система, роль органа управления в которой выполняет педагог-тренер, а роль объектов управления – спортсмен, команда.
Сложность системы спортивной подготовки заключается в том, что она состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов (физическая, техническая, тактическая, игровая, соревновательная, психологическая и другие стороны). Под воздействием спортивной подготовки происходит переход спортсменов (команд) из одного качественного состояния в другое. Причем процесс этот непрерывный.
Главная отличительная особенность управления спортивной подготовкой заключается в том, что объектом ее является человек – сложная самоуправляемая система. Это ставит перед тренером задачу всячески развивать способность спортсмена к самоуправлению. Эффективность спортивной подготовки находится в прямой зависимости от способности спортсмена к самоуправлению и самосовершенствованию.
В системе взаимоотношений тренер – спортсмен – команда – тренер большое значение имеет укрепление взаимосвязей. Творческое сотрудничество со спортсменом при активной направленности на развитие способностей к самоуправлению и самосовершенствованию – одно из важных условий управления.
Основные функции управления – планирование, организация, контроль и учет. Все они взаимодействуют между собой, организуя замкнутую цепь, обеспечивающую цикличность и непрерывность управления.
Управленческий цикл существует как в пределах одного тренировочного занятия, так и в пределах недели, этапа, периода, очередного года подготовки и т.д.
В зависимости от динамичности протекания управленческих циклов используют различные виды планирования: оперативное, текущее и перспективное.

СИСТЕМА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Организация многолетней подготовки волейболистов осуществляется на основе научно разработанных форм, методов и средств и включает работы не только по совершенствованию технических приемов волейболистов, но также комплекс мер по повышение результативности действий как отдельных игроков, так и команды в целом.

Методы определения результативности действий игроков и команды
Тренировочный процесс занимает основное место в системе спортивной подготовки. Для успешного управления им необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии.
Эту задачу можно успешно решить только на основе глубоких знаний содержания основных функций управления тренировочным процессом и творческого их применения на практике. Основное содержание функций управления сводится к следующему.
Планирование спортивной тренировки
Планирование – одна из основных функций управления, определяющая содержание процесса подготовки (включая и соревновательную), а также систему работы тренера. Планировать – значит уметь видеть будущее и прогнозировать его. Планирование подготовки волейболистов базируется на общих принципах и методах, применяемых в системе спортивной тренировки, но имеет некоторые специфические особенности.
Волейбол – командная игра, поэтому планирование осуществляется и для команды, и для каждого игрока. Планы подразделяются на командные и индивидуальные.
Основным мерилом спортивного мастерства в волейболе служат победа, одержанная над другой командой, и место, занимаемое в соревнованиях.
Для уточнения этих показателей учитывают квалификацию команды, над которой одержана победа, и масштабы соревнований. Однако и эти показатели не полностью отражают уровень мастерства команды и не позволяют оценивать спортивные результаты каждого игрока. В связи с этим в планировании подготовки широко используют систему контрольных заданий и упражнений, дающих возможность объективно планировать и оценивать уровень физической, технической, тактической и игровой подготовки отдельных игроков и команды в целом.
Для волейбола, как и для других видов командных спортивных игр, характерно командное единоборство с противником, требующее совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. Время на виды подготовки в течение года распределяется примерно так: физическая подготовка – 20%, техническая – 30%, тактическая, игровая и соревновательная – 50%. Цифры эти корректируют в зависимости от возраста, квалификации игроков и периода подготовки. Для игроков младших разрядов увеличивают время на физическую и техническую подготовку, а с ростом соревновательного мастерства – на тактическую, игровую и соревновательную подготовку.
Основными документами планирования являются планы. При составлении планов тренировки необходимо соблюдать ряд требований. К ним относятся: учет задач и условий работы; конкретность и возможная вариативность; преемственность и перспективность. При определении задач подготовки следует принимать во внимание возраст, пол, уровень физического развития, подготовленность занимающихся, отведенное время, масштабы предстоящих соревнований и намеченный результат, материальную базу и другие условия организации спортивной тренировки.
Планы должны быть конкретными. В них надо четко определить содержание и объем намеченной работы, точно рассчитать время и сроки, а также наметить конечный результат. 
В процессе работы в планы вносят уточнения, определяемые условиями работы и участием в соревнованиях.
При составлении планов необходимо проанализировать предыдущий план, его задачи, содержание, степень выполнения и допущенные ошибки, учесть возможность создания предпосылок для более успешного решения задач в последующие периоды работы.
Показатели планирования
Показатели планирования служат основой при составлении плана подготовки. При планировании подготовки применяют следующие показатели.
1. Тренировочные и соревновательные нагрузки:
а) объем: количество рабочих дней, в том числе соревновательных и тренировочных; общее количество часов; количество тренировок, в том числе командных и индивидуальных; количество тренировочных часов;
б) интенсивность: количество тренировок с максимальной интенсивностью (М); количество тренировок с большой интенсивностью (Б); количество тренировок со средней и малой интенсивностью (СМ).
2. Виды подготовки:
а) физическая подготовка, отражающая уровень развития физических качеств. Она планируется в контрольных упражнениях. За основу оценок берется время, число повторений, расстояние или вес (в зависимости от содержания упражнений);
б) техническая подготовка, характеризующая уровень технической подготовленности. Планируется в контрольных упражнениях. За основу количественных оценок берется результат, например, количество случаев достижения мячом цели, процент выигрыша, проигрыша и т.п. За основу качественных оценок берется дифференцированная оценка выполнения.
3. Соревновательная подготовка:
а) участие в соревнованиях, характеризующееся количеством игр, в том числе контрольных и календарных;
б) результаты в основных соревнованиях (место);
в) технико-тактические показатели в соревнованиях, например в нападении:
эффективность нападающих ударов (%);
эффективность подач (%);
эффективность вторых передач (%);
эффективность приема подач (доводка, %);
в защите:
эффективность блокирования (%);
эффективность приема нападающего удара (%);
эффективность приема мяча при страховке (%) и другие показатели.
4. Состав команды и ее пополнение:
а) средний возраст (лет);
б) средний рост (см): нападающих (первого и второго темпа); связующих;
в) число игроков по функциям: нападающих, связующих;
г) введение в состав новых игроков, в том числе: нападающих первого темпа, нападающих второго темпа, связующих.
Основными формами подготовки волейболистов являются спортивная тренировка и соревновательная подготовка. Они взаимосвязаны, но в то же время имеют специфические особенности, которые предопределяют содержание основных функций управления.
В связи с этим управление подготовкой подразделяют на два раздела: управление тренировочным процессом и соревновательной подготовкой; управление командой в процессе соревнований.
Очень важным показателем в управлении тренировочного процесса является полезность действий игроков и команды в целом, определяющаяся коэффициентом действия.
Коэффициент действий игроков и команды – это условные понятия, которые определяются суммой действий игроков с учетом влияния на них различных обстоятельств (действия противника, простые или сложные были условия выполнения того или иного технического приема или тактической комбинации; каково было качество доводки мяча при приеме, передачи мяча для нападающего удара и т.п., даже линия судейства). Это делается для более объективной оценки эффективности действий каждого игрока.
Иногда игрок в начале партии (или в середине) может проиграть несколько часов, но выиграть два или три мяча в концовке партии и принести победный результат, и наоборот.
Все коэффициенты высчитывают из общего количества действий игрока, т.е. выигрыша, проигрыша и мячей, которые оставались в игре.
Может быть и другая, дополнительная классификация, определяющая полезный блок, качество доводки при приеме подач, точность второй передачи и т.п. Ниже предлагается один из вариантов определения понятий.
КД – коэффициент действий игрока, команды. В соревнованиях или на тренировках он определяется результатом выигрыша и проигрыша очков и переходов или только очков, количеством оставшихся мячей в игре, качеством доводки при приеме мяча, точностью второй передачи, эффективностью блокирования и т.п.
КПД – коэффициент положительных действий. Положительный результат (+) означает сколько, например, очков или переходов подачи игроки выиграли сами.
КОД – коэффициент отрицательных действий. Отрицательный результат (?) означает сколько, например, очков или переходов игроки проиграли сами.
ОКД – относительный коэффициент действий, или эффективность, т.е. отношение или разница выигрышей (КПД) и проигрышей (КОД) каждого игрока своей команды.
Например, КД в нападении:
выполнено всего 100 нападающих ударов;
выигрыш (+) – 50 ударов;
проигрыш (?) – 20 ударов; осталось в игре – 30 ударов.
Результативность нападения в процентах:
Таким образом, ОКД, или эффективность, равняется:
ОКД = КПД - КОД – эффективность;
Эф. = + ? = разница;
Эф. % = 50 - 20 = 30%.
ОКПД – относительный коэффициент положительных действий. Соотношение выигрышей (+) своей команды и команды противника. Например, команда выиграла сама 42 очка, а команда противника выиграла 30 очков;
ОКОД – относительный коэффициент отрицательных действий. Соотношение проигрышей (-) своей команды и команды противника. Например, своя команда проиграла сама 13 очков, а команда противника – сама 30 очков;
СКД – суммарный коэффициент действий. Сумма выигранных очков своей командой (+ сами) и проигранных очков командой противника и наоборот. Например, своя команда выиграла 
42 очка, а противник проиграл 30 очков, сумма равняется 72 очкам. И наоборот, противник выиграл сам 30 очков, а наша команда проиграла ему сама 13, сумма равняется 43 очкам. Таким образом, соотношение очков 72 : 43.
Термин «выиграли сами» обозначает, что команда при своей подаче выигрывает в борьбе благодаря своему мастерству, своим усилиям, хотя противник противоборствовал. Таким образом, результат был достигнут не на ошибках соперника (например, касание сетки, удар в сетку, 
в аут и т.п.), а своими силами.
Термин «проиграли сами» обозначает те ошибки, которые фиксирует судья независимо от действий противника. Более того, порой бывает несложная обстановка в игре, когда подготовленный игрок не должен ошибаться, но допускает техническую ошибку. Иногда такие ошибки возникают из-за несогласованности действий партнеров, нарушения игровой дисциплины, психологических срывов.
В процессе спортивной тренировки приняты следующие виды планирования:
перспективное – на ряд лет;
текущее – на год, полгода, период;
оперативное – на этап, месяц, неделю (микроцикл).

Планирование тренировочного процесса
Перспективное планирование
Перспективный план – это программа повышения мастерства команды и игроков, в которой намечается решать поставленные задачи по годам. Такой план тренировки составляют для команды и для каждого волейболиста. Перспективный план рассчитывают на различные сроки в зависимости от конкретных условий. Для команд высших разрядов, учитывая периодизацию крупнейших соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы), целесообразно перспективный план подготовки – командный и индивидуальный – составлять на четыре года.
При составлении перспективного плана анализируют исходные данные занимающихся, результаты команды, обобщают опыт и результаты научных исследований, изучают основные закономерности развития игры, определяют динамику изменений физической, технической и тактической подготовленности игроков и уровень их результатов и на этой основе разрабатывают план на несколько лет вперед.
Требования к различным сторонам подготовленности волейболистов должны возрастать из года в год. Но у отдельных игроков они могут стабилизироваться на оптимальном уровне. Тренеру необходимо определить главные соревнования каждого года и установить преимущественную направленность тренировочного процесса к каждому из них. В связи с этим в перспективном плане предусматривается изменение по годам задач, объема, интенсивности нагрузки, соотношения средств подготовки, контрольных задач и т.п.
При составлении плана следует руководствоваться данными врачебного контроля о состоянии здоровья, физического развития и функциональных возможностях игроков.
Документы перспективного планирования:
? командный перспективный план;
? индивидуальные перспективные планы.
Перспективный план содержит лишь общие данные, ориентируясь на которые тренер составляет текущий план на год.
Перспективный план подготовки команды состоит из двух разделов: текстовой части и графика основных показателей.
Примерная форма перспективного плана подготовки команды
1. Цель подготовки. Намечаются конечный спортивный результат в главном соревновании цикла и основное направление тренировочного процесса.
2. Состав команды и подготовка резерва. Определяются состояние команды и задачи по комплектованию и подготовке резерва. Показателями могут служить возраст, рост, количество игроков по функциям и т.д.
3. Участие в соревнованиях. Ставится задача соревновательной подготовки. По годам подготовки рассчитывается общее количество игр, в том числе календарных и контрольных. Перечисляются основные соревнования, в которых намечается участие команды, и прогнозируются спортивные результаты.
4. Тренировочные нагрузки. Определяются состояние и основная задача. Рассчитываются тренировочные нагрузки (объем) по годам подготовки.
5. Периодизация подготовки. Намечаются основные задачи годичных циклов подготовки; их принципиальная структура. По годам рассчитываются периоды подготовки и их длительность.
6. Средства и уровень подготовки. Определяются основная задача и направление по каждой из сторон подготовки. По годам намечаются нормативные требования в контрольных упражнениях по физической и технической подготовке, а также задания по применению в соревнованиях технических приемов.
7. Учет, педагогический и врачебный контроль. Устанавливаются сроки проведения контрольных испытаний, врачебных осмотров и всей системы учета, контроля и самоконтроля.
Примерная схема служит наглядной формой отражения содержания плана, в котором проставляются годовые показатели по разделам подготовки (табл. 1).
Таблица 1
Примерная схема плана перспективного планирования
№п/п
Раздел подготов-ки
Исходный показатель
за 2000 г.
Планируемый показатель и его
выполнение по годам
Примеча-ние
2000
2001
2002
2003
план
вып.
план
вып.
план
вып.
план
вып.












В индивидуальном перспективном плане конкретизируются установки командного плана, исходя из возможностей того или иного волейболиста и его игровых функций.
Примерная форма индивидуального перспективного плана
1. Данные о спортсмене: общие и антропометрические.
2. Спортивно-техническая характеристика: функции в команде, развитие физических качеств, техническая и теоретическая подготовленность, психологическая характеристика, функциональ-ное состояние.
3. Цель и задачи подготовки:
основная цель и главное направление в подготовке; задачи по участию в соревнованиях; задачи по тренировочному объему работы; задачи по уровню физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки.
4. Врачебный контроль и самоконтроль: сроки сдачи контрольных испытаний, а также прохождения основных и этапных медицинских осмотров; задания по самоконтролю.
5. График подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Примерная форма поурочной записи
№ тренировки
Дата
Время
Содержание
тренировки
Дозировка
Метод.
занятия
объем
интенсивность
Годовое планирование является составной частью перспективного планирования. Однако оно отличается рядом особенностей: большей детализацией средств и контрольных заданий, более точным расчетом времени по всем разделам подготовки.
Документы текущего (годового) планирования
В годовом плане конкретизируется перспективный план. Для командного планирования принято составлять учебный план, программу и график прохождения учебного материала.
Учебный план определяет содержание работы в целом, предусматривает количество часов на отдельные разделы подготовки, распределение их по периодам.
Программа определяет:
1) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся с тактической направленностью;
2) уровень физического развития и технической подготовленности, которого должны достичь занимающиеся;
3) содержание теоретических занятий;
4) содержание практических занятий по разделам подготовки.
Программа строится следующим образом.
1. Объяснительная записка, в которой указываются: контингент занимающихся, для которого составлена программа; основная цель, задачи, решаемые по разделам подготовки; основные формы и методы работы по освоению программного материала; дополнительные организационные и методические сведения, помогающие лучше организовать учебно-воспитательный процесс.
2. Программный материал по разделам подготовки.
3. Нормативные требования по уровню подготовленности.
График прохождения разделов учебного плана раскрывает последовательность их по циклам, периодам, этапам, а также сроки сдачи контрольных упражнений по физической и технической подготовке.
Для команд учебный план, график и программу объединяют в один документ – годовой план-график подготовки. Он состоит из двух разделов: плана и графика.
Содержание годового плана излагается по той же форме, что и перспективного плана. График отражает годичную периодизацию. Средства подготовки и тренировочные нагрузки распределяются в строгом соответствии с закономерностями периодов и этапов подготовки. Такое распределение средств подготовки и тренировочных нагрузок позволяет планировать достижение определенного уровня спортивной формы.
На каждого игрока составляют годовой индивидуальный план по следующей форме.
1. Личные данные.
2. Спортивно-техническая характеристика.
3. Цель и задачи подготовки.
4. Основные средства и контрольные задания по разделам подготовки.
5. График подготовленности (по форме командного графика).
6. Медицинский контроль и самоконтроль.
Годовой план детализируется в планах полугодичных циклов и периодов.
Оперативное планирование
Оно ведется на этап, месяц или микроцикл, а также на каждое тренировочное занятие. Основные документы оперативного планирования – это рабочий план, конспект тренировочного занятия и расписание занятий.
Рабочий план составляют на каждый этап подготовки. Планирование средств подготовки и тренировочных нагрузок в нем основано на закономерностях недельного микроцикла тренировки. Каждая недельная тренировка представляет собой законченный цикл, отражающий как общие закономерности данного этапа подготовки, так и частные каждого недельного микроцикла.
Рабочий план тренировки команды (группы)
Период__ ____ _______
Этап_______________________ _______________
1. Задачи тренировки (общая и по разделам подготовки).
2. Расчет объема и интенсивности тренировочных нагрузок и распределение времени по разделам подготовки.
3. Контрольные задачи по разделам подготовки и на соревнованиях.
4. Содержание тренировочных занятий.
Для изложения содержания тренировочных занятий применяются две формы записи: поурочная (см. табл. 2) и графическая.
Материал по тренировочным занятиям распределяется и чередуется в обеих формах с учетом задач, стоящих перед этим этапом (на месяц), а также с учетом структуры и динамики нагрузок недельных микроциклов.
Поурочная форма записи содержания тренировочных занятий применяется для команд различной подготовленности, а графическая запись – только для занятий с командами разрядников и высшей квалификации.
Конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана (табл. 3).
План тренировочного занятия №__
« » _______ 200 г.
Наименование команды (группы)_________
Задачи _______________
Продолжительность занятия____________час _ мин
Интенсивность__________________________________
Таблица 3
Примерная схема конспекта тренировочного занятия
Часть занятий
Содержание материала
Дозировка
Методическое указание
Расписание занятий составляют для того, чтобы лучше подготовить и организовать тренировки.

Периодизация тренировки волейболистов
В спортивной практике принято деление тренировки на три периода – подготовительный, соревновательный и переходный, составляющие один большой цикл (макроцикл).
В волейболе в течение года могут быть два спортивных сезона (зимний и летний). 
В зависимости от этого в году предусматривается два больших цикла. Для команд высших разрядов целесообразно планировать подготовку в два годовых цикла: осенне-зимний (примерно сентябрь–апрель) и весенне-летний (примерно май–август).
Следовательно, два больших годовых цикла состоят из одного - двух подготовительных периодов в зависимости от календаря соревнований, двух соревновательных и двух (или одного) переходных периодов.
Подготовительный период.
Первый, подготовительный, период целесообразно делить на этапы, позволяющие точнее планировать подготовку в соответствии с намеченными задачами. Сроки и продолжительность периодов и этапов зависят от задач подготовки и календаря соревнований.
Подготовительный период начинается с началом каждого нового цикла тренировки, а завершается к началу первых календарных игр основных соревнований. Здесь закладываются основы будущих достижений, и поэтому он должен быть по возможности более продолжительным. В этот период опробуют новые методические приемы, проверяют подготовленность игроков в составах команды, осваивают новые технические приемы и тактические действия.
В подготовительном периоде, предшествующем основномy соревнованию года, несколько больше внимания уделяют специальной физической подготовке. В технической и тактической подготовке сосредоточивают внимание на совершенствовании ранее разученных приемов и действий. В процессе волевой подготовки большое значение придают настройке коллектива, воспитанию уверенности в своих действиях. Постепенно увеличивают время на игровую и соревновательную подготовку. В динамике нагрузок происходят некоторые изменения. Объем нагрузки несколько уменьшается, но увеличивается интенсивность выполнения тренировочных упражнений. Таким образом, в подготовительном периоде завершается подготовка к главному соревнованию года.
Подготовительный период делится на три этапа.
Первый этап (общей или базовой подготовки). Его основная задача – создать предпосылки для приобретения спортивной формы. В решении этой задачи важны все разделы подготовки (физической, технической, тактической, игровой, психологической и теоретической), однако удельный вес каждого из них неодинаков.
Физическая подготовка доминирует. На первом этапе ей отводится до 40% общего времени. Она должна обеспечить подъем функциональных возможностей организма и расширить диапазон двигательных навыков и умений игрока, т.е. создать основу, на которой средствами специальной физической подготовки будут совершенствоваться умения и навыки. Для этого используют средства легкой атлетики, акробатики, тяжелой атлетики, других видов спортивных игр. Однако подбирать упражнения надо с учетом характера нервно-мышечных усилий и структур движений, типичных зля игры в волейбол.
Техническая подготовка на этом этапе также занимает ведущее место. На нее отводится примерно 40% общего времени. Игроки осваивают технические приемы, работают над устранением недостатков. Продолжается дальнейшее совершенствование техники.
Тактической и игровой подготовке на этом этапе отводится примерно 20% общего времени. Основная ее направленность восстановление общих игровых навыков, освоение и совершенствование навыков и умений в индивидуальных и групповых тактических действиях.
На всех этапах подготовки уделяют большое внимание психологической подготовке. На первом этапе сосредоточивают внимание на воспитании спортивного трудолюбия, повышении общего уровня волевых возможностей, определяющих успех спортивной деятельности.
Теоретическая подготовка ведется на всех этапах подготовки. Причем на первом этапе игроки приобретают или углубляют знания, составляющие основу спортивной деятельности. Анализируются итоги прошедшего года, занимающиеся знакомятся с планом работы и календарем соревнований на предстоящий год, изучают методику ведения дневника, составления индивидуальных планов и контрольных заданий и т.п.
Проводятся контрольные испытания по всем разделам подготовки.
Основные формы тренировки на этом этапе – специализированные и комплексные занятия по физической и технической подготовке. Что касается особенностей нагрузки, то в большей степени постепенно увеличивается общий объем тренировочных нагрузок и в меньшей – интенсивность.
Второй этап (специальной подготовки). Основная задача данного этапа – повышение тренированности, развитие специальных качеств и навыков, специфичных для волейболистов. Эта задача - общая для всех разделов подготовки, но удельный вес их меняется.
Физическая подготовка занимает 20% общего времени. Она должна способствовать дальнейшему развитию общей тренированности и усилению тех ее сторон, которые тесно связаны с ростом специальной тренированности. Дополнительно используют средства, помогающие быстрее и полнее восстановить работоспособность, в том числе кроссы и некоторые виды спортивных игр. Повышается удельный вес специальной физической подготовки.
Технической подготовке отводится примерно 30% общего времени. Основное внимание уделяют освоению и совершенствованию техники владения мячом в условиях, приближенных к игровым, с учетом функций, выполняемых игроками. Тактическая, игровая и соревновательная подготовка на данном этапе составляют 50% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию индивидуальных действий с учетом выполнения игроками их функций в команде. Игроки осваивают новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточняют и совершенствуют ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдельных игроков.
В процессе психологической подготовки ведется борьба с утомлением в связи с возрастающими нагрузками и длительным применением однообразных упражнений, причем работа ведется индивидуально.
Теоретическая подготовка посвящается изучению материалов по общим основам тренировки, анализу записей дневника и выполнению индивидуальных заданий. Занимающиеся готовятся и самостоятельно выступают на теоретических занятиях команд по различным темам технической и тактической подготовки.
Основные формы тренировки на втором этапе – специальные и комплексные занятия по физической, технической, психологической и игровой подготовке с применением индивидуальных, групповых и командных методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки. Общий объем нагрузки стабилизируется и продолжается повышение интенсивности выполнения упражнений.
Третий этап (предсоревновательный). Его задача – завершение становления спортивной формы и вхождение игроков в специфическую соревновательную работу. Соотношение удельного веса разделов подготовки продолжает изменяться.
Специальная физическая подготовка, занимающая примерно 10% общего времени, направлена на поддержание общей тренированности и усиление тех ее сторон, которые наиболее тесно связаны с ростом специальной тренированности и работоспособности. Больше внимания уделяют средствам, помогающим полнее и быстрее восстановить работоспособность.
Работа по развитию физических качеств преимущественно направлена на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (особенно в прыжках и ударных движениях).
Техническая подготовка занимает около 30% общего времени. Технические приемы применяют в более трудных условиях (преодоление утомления).
Тактической, игровой и соревновательной подготовке отводится 60% общего времени, причем основное внимание уделяется игровой и соревновательной подготовке.
Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуют как в защите, так и в нападении в основном в игре и соревнованиях.
В психологической подготовке особое значение приобретает непосредственная психологическая настройка на состязание, на максимальное проявление физических и духовных сил, на победу.
На третьем этапе могут проводиться контрольные испытания по физической и технической подготовке, контрольные встречи, в которых проверяется технико-тактическое мастерство команды. Команды на этом этапе могут участвовать в соревнованиях, имеющих подводящий характер.
Основные формы тренировки на третьем этапе – комплексные занятия по технической и тактической подготовке, тематические занятия по игровой подготовке, направленные на совершенствование технико-тактических приемов, контрольные встречи и календарные игры в подводящих соревнованиях.
Уменьшается общий объем нагрузки и возрастает ее интенсивность до уровня соревновательной и даже выше.
Соревновательный период.
Соревновательный период длится от первой до последней игры основных календарных соревнований. В году, как известно, у волейболистов два соревновательных периода: зимний и летний. В отличие от подготовительного периода соревновательный не имеет единой внутренней структуры. Она зависит от числа состязаний, проводимых в периоде, и от принципов построения календаря игр. Наиболее типичны следующие три варианта структуры соревновательного периода.
Первый вариант – соревновательный период однороден, все недельные циклы схожи между собой. Для такой структуры характерно проведение одного соревнования в периоде с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними.
Второй вариант – структура соревновательного периода не однородна. Она состоит из собственно соревновательных этапов, интервалы между ними длятся несколько недель. Такой календарный план составлен по принципу туров – проводится несколько соревнований с интервалом в несколько недель.
Третий вариант – структура соревновательного периода соединяет первый и второй варианты. Ее используют, когда проводят несколько соревнований в периоде. Например, первые соревнования проводятся по принципу встреч с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними, а вторые – по принципу туров.
Средства физической подготовки становятся разнообразнее. Это вызвано необходимостью расширить предпосылки для сохранения спортивной формы, в частности, для более полного переключения и активного отдыха.
Главная задача соревновательного периода – достижение максимальных стабильных результатов. Для осуществления этой задачи необходимо не только поддерживать спортивную форму, но и совершенствовать подготовленность игроков в пределах данной спортивной формы.
Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности, поддержание ее на этом уровне. Общий удельный вес технической, тактической и игровой подготовки сохраняется в течение всего периода на уровне предсоревновательного этапа.
Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности, быстроты и стабильности применения приемов в сложных условиях и психологической напряженности.
В тактической и игровой подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом конкретного противника и устранения недостатков, выявленных в предыдущих встречах.
Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и психологическую готовность, устойчивость волейболиста как к соревнованию в целом, так и к каждой календарной игре. В моральной и волевой подготовке внимание акцентируется на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием игроков в соревнованиях. 
К таким качествам относятся воля к победе, выдержка, смелость и решительность в игровых действиях. Кроме того, важным являются волевые усилия в преодолении отрицательных состояний (психологических барьеров) во время соревнований – неуверенности в игре, боязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры, подавленности, связанных с отдельными поражениями.
Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение круга знаний и умений, способствующих успешному выступлению в соревнованиях. Занимающиеся изучают команды и игроков противника, составляют индивидуальные планы и анализируют их выполнение, изучают вопросы травматизма и реабилитации и т.д.
Общий объем нагрузок вначале сокращается, а затем стабилизируется. Интенсивность нагрузок возрастает до максимума и на этом уровне также стабилизируется. Объем и интенсивность нагрузок колеблются волнообразно – объем незначительно увеличивается, а интенсивность снижается в интервалах между турами и соревнованиями.
Переходный период.
Переходный период длится с момента окончания состязаний в соревновательном периоде до возобновления занятия во втором макроцикле или в новом годовом цикле. В нем занимающиеся переключаются на такой вид деятельности, который позволяет отдохнуть, не теряя достигнутого уровня физического развития. Создаются предпосылки для начала нового цикла тренировки. 
С этой целью для активного отдыха широко используют игровой метод.
В переходный период уменьшается количество тренировок, общий объем нагрузок и особенно их интенсивность. Примерный график спортивной подготовки (главные соревнования года – круглогодично). Первый цикл (условно) с 1 сентября по 10 мая. Подготовительный период (условно) с 1 сентября по 15 октября в том числе:
- первый этап с 1 сентября по 30 сентября;
- второй этап (условно) с 1 по 15 октября.
Соревновательный период с 15 октября по 20 июля. Второй цикл с 11 мая по 31 августа. Подготовительный период с 11 мая по 15 июня. Соревновательный период с 15 июня по 31 июля. Переходный период с 1 по 31 августа.

Организация тренировочного процесса
Главная задача организации тренировочного процесса – создать условия для реализации командных и индивидуальных планов подготовки.
По формам организации тренировочные занятия подразделяются на индивидуальные, групповые, командные.
Индивидуальная форма тренировки существует в двух вариантах: занятия под руководством тренера и самостоятельные занятия без тренера. Она предназначена для совершенствования индивидуального спортивного мастерства в процессе физической, технической, тактической и теоретической подготовки. Индивидуальные занятия могут проводиться одновременно для всех игроков команды или группы, но каждому из них дается самостоятельное задание.
По построению тренировочные занятия подразделяют на фронтальную и круговую тренировки.
При фронтальной тренировке все занимающиеся выполняют одни и те же упражнения. Эта форма построения особенно удобна для реализации отдельных, частных задач в пределах одного тренировочного занятия, например, для эффективного решения задачи подготовительной или заключительной части, а при занятиях с начинающими – и основной части тренировки.
Круговая тренировка предполагает организацию на месте занятий нескольких так называемых «станций», т.е. мест со специальным оборудованием и инвентарем. На каждой «станции» занимающиеся выполняют определенную программу по физической, технической или тактической подготовке. Всех занимающихся распределяют по различным признакам в зависимости от количества и программы «станций».
Программу занятий при этой организации выполняют «по кругу». Через строго дозированные интервалы времени занимающиеся «по кругу» последовательно проходят через все «станции».
Круговая тренировка дает возможность широко варьировать средства и методы подготовки. Составляя комплексы упражнений для каждой «станции», можно одновременно решать задачи физической, технической и тактической подготовки.
Круговая тренировка требует особо четкой организации.
Важнейшей составной частью организации тренировочного процесса является педагогический контроль и учет поступающей информации. Педагогический контроль, учет и информация являются завершающей функцией управления. Любой процесс управления начинается с получения информации о состоянии объекта управления. Если прекращается поступление информации, объект управления (игрок, группа, команда) становится неуправляемым. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от непрерывного поступления информации и ее качественного состояния – достоверности, полноты и своевременности.
Виды информации
В зависимости от срочности управленческих воздействий информация подразделяется на срочную, текущую, этапную и итоговую.
Срочная информация – это информация, получаемая в ходе тренировочного занятия или выступления команды в соревновании (в одной игре) для оперативного управления этими процессами.
Текущая информация – это информация о проведенном тренировочном занятии или выступлении команды в соревновании. Она используется при подготовке и проведении очередной тренировки или выступления в очередном матче.
Этапная информация – это информация, обеспечивающая получение данных о выполнении рабочих планов подготовки и необходимая при разработке рабочего плана на очередной этап (месяц).
Итоговая информация – это информация о выполнении задач зимнего или летнего цикла, годового или перспективного плана подготовки. Она необходима при разработке очередных планов.
Контроль тренировочного процесса
Контроль и учет являются основным средством получения информации, следовательно, они должны охватить все разделы подготовки. Дополнительными источниками информации являются данные врачебного контроля и самоконтроля спортсмена.
Хорошо поставленные, систематически проводимые педагогический контроль и учет – необходимые условия успешной работы тренера. Данные педагогического контроля и учета позволяют тренеру следить за выполнением намеченных планов подготовки, определять эффект вновь используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.
Педагогический контроль – это система получения информации о состоянии готовности спортсмена, ходе тренировочного процесса и выполнении планов подготовки спортсменов и команд.
Основная задача контроля не столько в том, чтобы фиксировать фактическое положение дел, отмечать те или иные недостатки, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить соответствующие коррективы, способствующие повышению эффективности подготовки.
Педагогический контроль осуществляется в процессе тренировочных занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга.
В процессе тренировочных занятий контроль осуществляется по следующим основным разделам:
– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
– контроль за используемыми средствами тренировки;
– контроль за эффективностью средств тренировки;
– контроль за состоянием тренированности.
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещении занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.
Контроль за используемыми средствами тренировки осуществляют с помощью журнала, в который заносят содержание тренировочных занятий. Критерием оценок является степень соответствия содержания тренировочного занятия плановому заданию.
Тренировочные упражнения контролируют по трем направлениям: объем, интенсивность и переносимость нагрузок занимающимися (их работоспособность).
Контроль за объемом тренировочных нагрузок ведется по данным о длительности каждого занятия и времени, затрачиваемого на отдельные упражнения и разделы подготовки. Оценивается эта работа степенью соответствия количества тренировочных занятий и времени, затрачиваемого на тренировку, плановым заданиям.
Интенсивность тренировочных нагрузок проверяют таким образом: условно определяют интенсивность каждого упражнения и каждого тренировочного занятия (максимальная, высокая, средняя, малая). Критерием оценки служит соотношение упражнений повышенной интенсивности и общего количества упражнений, а также степень соответствия интенсивности этого занятая запланированной. Переносимость спортсменами нагрузок контролируют по внешним признакам – покраснение или побледнение кожи лица, затруднение дыхания или одышка, обильное потоотделение, жалобы на усталость и нарушение координации движений, а также по ЧСС. Критерием оценки является степень переносимости нагрузок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), определяемая по восстановлению ЧСС.
Контроль за эффективностью применяемых средств тренировки ведется по разделам подготовки.
Физическую и техническую подготовленность проверяют с помощью контрольных упражнений и систематических визуальных наблюдений за качеством выполнения движений. Критерий оценки – соответствие результатов, показанных в контрольных упражнениях, плановым индивидуальным заданиям.
Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью периодических оценок, полученных игроками в упражнениях и играх в индивидуальных, групповых и командных заданиях. Критерием оценки служит степень эффективности выполнения игровых действий в защите и нападении с учетом функций игрока в команде.
Психологическую подготовленность контролируют, периодически оценивая проявленные игроками в тренировочных занятиях следующие качества: активность, целеустремленность, смелость, решительность в защите и нападении, выдержка и самообладание, воля в борьбе с утомлением при больших тренировочных нагрузках, чувство товарищества. Критерий оценки – степень проявления этих качеств, определяемая в баллах.
Теоретическую подготовленность проверяют с помощью собеседований по заданным темам. Критерием оценки является степень знаний занимающихся.
Контроль за уровнем тренированности осуществляется в процессе выполнения контрольных упражнений и фиксации показателей самоконтроля (вес, сон, аппетит, самочувствие). Критерием оценки можно считать сопоставление результатов, показанных игроками в этих упражнениях, а также сравнение данных самоконтроля с основными показателями и данными врачебного контроля.
Педагогический контроль в процессе соревнований осуществляется по следующим разделам:
– контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;
– контроль за выполнением отдельными игроками и командой тактического плана игры и за эффективностью их действий;
– контроль за техническими показателями игроков и команды;
– контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок.
Отношение игроков к соревнованиям оценивают до начала соревнований, в ходе игры и после ее окончания. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности, инициативности и активности во всех игровых действиях в нападении и защите, выдержки и самообладания, воли к победе.
Контроль за выполнением отдельными игроками и командой тактического плана игры и за эффективностью их действий выражается в выставлении оценок игрокам и команде за творческое претворение в игре индивидуальных, групповых и командных заданий, а также за эффективностью действий в нападении и защите.
Критерий оценки – степень соответствия выполненного игроками и командой тактического плана игры и степень эффективности их действий в нападении и защите.
Выполнение технических приемов отдельными игроками и командой в целом оценивают по основным техническим показателям – подачам, передачам, нападающим ударам, приемам мяча, блокированию. Соответствие показанных результатов плановым индивидуальным и командным заданиям является критерием оценки.
Переносимость соревновательных нагрузок определяют по внешним признакам, жалобам на усталость и просьбам замены, по снижению эффективности игровых действий (особенно при выполнении нападающих ударов, действиях в защите) и ухудшению поведения игрока (потеря выдержки и самообладания, раздражительность и т.д.).
Общая оценка за игру команды и отдельных игроков складывается из оценок, полученных по всем четырем разделам контроля, и вносится в журнал или дневник тренера.
Педагогический контроль осуществляется не только в процессе тренировочных занятий или соревнований. Он должен по возможности охватывать всю многогранную деятельность спортсмена. Важно знать, в какой мере воспитываемые на занятиях и соревнованиях качества и навыки сказываются в учебе, в быту. Тренер обязан всесторонне изучить своих воспитанников.
Методы педагогического контроля
Методы педагогического контроля следующие:
? педагогическое наблюдение;
? объективная и субъективная оценка результатов тренировочного процесса и соревнований;
? анализ и синтез данных педагогического и врачебного контроля, учета и самоконтроля;
? беседы, опрос, проверка, изучение поведения занимающихся в быту, учебе, на работе.
Метод педагогического наблюдения используют в процессе занятий и соревнований. Тренер наблюдает за поведением занимающихся, их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за тем, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.
Метод объективной оценки рекомендуется для оценки качественных сдвигов. Он базируется на применении различных регистрирующих приборов и приспособлений, кино, видеомагнитофонных записей, системы контрольных упражнений по видам подготовки и контрольных задач в соревнованиях.
Метод экспертных оценок используют для оценок тех показателей, которые не подвергаются объективной оценке (например, оценка действий при страховке, проявление инициативы, решительности и т.д.), а также для комплексной оценки подготовленности игроков по видам подготовки и участия в тренировочных занятиях и соревнованиях. Обычно применяют пятибалльную систему оценок (5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо).
Например, необходимо оценить качество выступления волейболиста в контрольной или календарной встрече. Предположим, что для оценки были взяты следующие компоненты: отношение к игре, активность и эффективность действий в нападении, активность и эффективность действий в защите, самообладание и воля к победе. По каждому из перечисленных компонентов игрок получил следующие оценки: 5, 3, 4, 4. При сложении этих оценок получается 16 баллов. Сумма делится на количество компонентов: 16 : 4 – 4. В нашем примере игрок получает за выступление в данной встрече 4 балла, т.е. оценку «хорошо».
Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля. Целесообразность и эффективность направляемой тренером деятельности прямо пропорциональна точности анализа данных педагогических наблюдений и учета, а также правильности синтеза, т.е. безошибочности принимаемых тренером решений, получаемых на основе данных анализа. Применение этого метода дает возможность непрерывно совершенствовать планирование подготовки. Например, годовой план подготовки корректируется столько раз в году, сколько имеется рабочих планов, так как анализ предыдущего рабочего плана дает возможность внести коррективы при составлении очередного.
Учет
Получать своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организованный учет. Учету подвергается весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля.
Существуют текущий, этапный и итоговый учет.
Текущий учет – основной. Он отражает всю учебно-воспитательную работу, проведенную за день. Он предполагает регистрацию посещаемости, отношения занимающихся к тренировкам и соревнованиям, тренировочных нагрузок (их объем, интенсивность, переносимость занимающимися), пройденного материала и качества его усвоения, результатов соревнований, культурно-массовых и политико-воспитательных мероприятий, основных данных врачебного контроля.
Данные текущего учета тренер ежедневно заносит в журнал или дневник.
Этапный учет проводится для подведения итогов тренировочной и воспитательной работы за этап (месяц) или период тренировки. Он ведется по соответствующим разделам рабочих планов и дополняется данными по основным разделам педагогического контроля. Исходными для этапного учета являются данные текущего учета. Их сравнивают с запланированными данными рабочих планов.
Итоговый учет подводит итоги тренировочной, соревновательной и воспитательной работы (зимний или летний тренировочные циклы) за год.
Командный итоговый учет ведут по соответствующим разделам текущих и перспективных планов, а индивидуальный – в соответствии с разделами индивидуальных планов.
Исходными для итогового учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запланированными данными текущего и перспективного плана.
Документы учета: журнал, дневник тренера и дневник спортсмена. Журнал в основном предназначен для ведения текущего учета.
Главные разделы журнала следующие.
1. Список и данные о занимающихся (год рождения, рост, национальность, партийность, образование, место работы или учебы, спортивный разряд, домашний адрес).
2. Учет посещаемости.
3. Учет пройденного материала.
4. Учет успеваемости (результаты выполнения контрольных упражнений, тестирование, результативность выступления в соревнованиях и т.п.).
5. Учет результатов участия в соревнованиях.
Дневник тренера – это документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной и воспитательной работы. Желательно, чтобы он был рассчитан на сроки перспективного плана команды.
Основные разделы дневника тренера следующие.
1. Список и данные о занимающихся. Краткая характеристика и особенности игрока.
2. Анализ рабочих планов подготовки, замечания, выводы.
3. Анализ пройденного материала, замечания, выводы.
4. Анализ результатов контрольных заданий.
5. Анализ результатов участия в соревнованиях.
6. Корректирование выполнения рабочих планов.
Дневник спортсмена позволяет ему ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи. Срок действия дневника спортсмена должен соответствовать сроку годового плана. Дневник спортсмена содержит следующие разделы.
1. Личные данные.
2. Характеристики физической, технической, тактической, соревновательной, психологи-ческой и теоретической подготовленности.
3. Перспективный план подготовки.
4. Годовые задания подготовки.
5. Основные направления этапных (рабочих) планов подготовки.
6. Контрольные задания и результаты их выполнения.
7. Результаты участия в соревнованиях.
8. Записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий и записью самоконтроля (пульс, вес, самочувствие).
9. Учет выполнения этапных планов подготовки.
10. Учет выполнения годовых планов подготовки.
11. Данные врачебного контроля и медицинских обследований.

Модельные характеристики спортивных команд
С точки зрения методологического принципа системно-структурного подхода к проблеме оптимизации тренировочного процесса подготовка команд высших разрядов по волейболу рассматривается как единый комплексный процесс.
Организация и структура многолетней подготовки, как элемент системы подготовки команд в четырехлетнем цикле, обеспечивают ряд условий оптимального функционирования.
1. Эталон-модель команды, определяющий образец результатов, к достижению которого направлена деятельность системы.
2. Процесс подготовки, направленный на достижение модельного результата.
3. Управление процессом подготовки.
Модель непосредственно не связана с процессом подготовки. Отсюда обязательным условием соответствия модели и подготовки является программирование процесса, реализуемое с помощью различных видов планирования.
Таким образом, в целенаправленном функционировании системы подготовки можно выделить четыре относительно обособленных, но достаточно связанных воедино раздела: модельный, программный, прецессионный и контрольный.
Модельный раздел
Модельный раздел включает следующие этапы.
1. Обобщение предыдущего опыта и изучение противника (спортивная разведка).
2. Изучение специфики условий проведения предстоящих соревнований.
3. Разработка и проверка модели команды.
Анализ соотношения технико-тактических сторон (нападение – защита) в отечественном и мировом волейболе показывает постоянное усиление нападающих действий команд, повышение их атакующего потенциала. Это главная тенденция волейбола. Основные направления тенденции в тактической сфере следующие.
1. Увеличение в стартовом составе команд числа нападающих игроков (4?2 или 5?1).
2. Ведение комбинационной игры, как средства активной борьбы с противодействием в виде его блокирования. Изучение системы игры в нападении ведущих команд мира с учетом вариативности показывает рост комбинационной игры через выходящего игрока.
3. Повышение скорости выполнения технических приемов для ослабления защитных действий команды противника. Применение нападающих ударов со скоростных передач (доходит до 60% и более).
4. Максимальное использование индивидуальных особенностей всех игроков команды. Отсюда определенная универсализация в игровых функциях и специализация в отдельных действиях.
5. Широкое использование всего состава команды (12 игроков) для усиления нападающих или защитных действий и изменения тактического рисунка игры.
6. Подключение к нападающим действиям игроков задней линии.
Знания тенденций техники и тактики мирового и отечественного волейбола и специфика условий проведения соревнований позволяют разработать модель каждого игрока в зависимости от функций и команды в целом. В модели учитываются все стороны игровой деятельности команды: комплектование состава и стартовой шестерки, применение системы игры в нападении и защите, эффективность действий в использовании технических приемов.
Модель учитывает показатели игроков по функциям, необходимые для успешной деятельности команды в целом. Разумеется, она должна быть динамичной. В нее постоянно вносят определенные коррективы. Следовательно, модельный раздел системы подготовки не заканчивается разработкой модели, а тесно переплетается с другими разделами.
Проверка эффективности модели команды осуществляется на всех этапах ее создания и подготовки в процессе участия команды в контрольных и календарных годовых соревнованиях.
Примерная модель мужской команды
Принципы комплектования команды
Комплектование полного состава команды (12 игроков) может быть таким: трое связующих и девять нападающих игроков. Среди связующих необходимо иметь высокорослых игроков, которые будут располагаться по диагонали с основным связующим и осуществлять промежуточные выходы. Среди нападающих должны быть игроки, подготовленные к игре по принципу комплектования стартовой шестерки 5?1, располагающиеся по диагонали со связующим.
В зависимости от игры противника, хода игры, счета партии и т.д. желательно иметь на вооружении составы, скомплектованные по принципу 4?2 или 5?1. В ходе встречи команда должна иметь игроков, с вводом которых игра будет эффективнее (в атаке, обороне).
В возрастном плане целесообразно иметь в команде игроков трех поколений: «ветераны» – игроки 26 лет и старше (желательно иметь 3–4 игрока, один обязательно связующий), «среднее рабочее звено» – игроки 23–24 лет (их должно быть 4–5) и «молодежь» – игроки 22 лет и моложе (их может быть в команде 3–4). Такое сочетание игроков разного возраста позволяет добиваться результата благодаря усилиям двух первых градаций и в то же время сохраняется принцип преемственности поколений.
Средний рост ведущих мужских команд будет на уровне 195–200 см. Можно предположить, что крайние границы роста игроков одной команды (самые высокие и самые низкие) будут сближаться. Это обусловлено требованиями универсализации игроков. Связующие должны будут иметь рост не менее 190–195 см, нападающие – 196–200 см.
Требования к игрокам мужской команды.
1. Специальная физическая подготовка. Здесь несколько повышаются требования к скоростно-силовой подготовке, прыжковой и игровой выносливости игроков, их координационным возможностям. Требования по общей и специальной физической подготовке к высокорослым игрокам предъявляются те же самые (табл. 4).
2. Техническая подготовка. Общее требование к универсализации игроков – пробелов во владении техническими приемами быть не должно. В подаче игроки должны стремиться к сочетанию различных подач – нацеленной, планирующей, укороченной, подачи в девятый метр площадки и силовой – в прыжке, верхний боковой. Безусловно, агрессивность в подаче должна возрасти, но без увеличения потерь подач. Главное – завоевать очко или затруднить прием мяча противнику (на 40?50%).
Таблица 4
Ориентировочные нормативы, предъявляемые к игрокам
по специальной физической подготовке
Вид упражнения
Связующий
Нападающий
Перемещения 94 м («елочка»). 
Бег к 6-ти точкам
22,0?22,5 с
23,0?23,5 с
Прыгучесть с места по Абалакову
80?84 см
82?86 см
Прыгучесть с разбега 
(коснуться отметки рукой)
340?345 см
350?355 см
Перемещение на блок с прыжком 
и касанием мяча в зоне 3-4-2-3
7,0?7,2 с
7,0?7,2 с
Серийные прыжки
40?45 раз
50?55 раз
В приеме подач предстоит добиваться стабильности высокого качества доводок мяча к сетке. Качество доводки приема подач должно быть не ниже 65–75%.
В передаче связующие игроки должны освоить выполнение скоростных передач вдоль сетки и из глубины площадки с розыгрышем сложных тактических комбинаций.
В нападении при выполнении нападающего удара необходимо обработать любую по высоте и скорости передачу. В тренировочной работе следует создавать сложные задания, которые заставляли бы игроков вести единоборство против группового блокирования, сочетать силовые нападающие удары с обманными. Например, с изменением направления удара или с помощью различных кистевых ударов. Уметь играть первым и вторым темпом.
В нападении планируются примерно следующие показатели: выигрыш ? 50% и больше; проигрыш ? 10% и меньше; эффективность – 40–42%.
В основу группового блокирования должно быть положено индивидуальное мастерство игроков. Спортсмены должны быть готовы к блокированию нападающих ударов, выполняемых с различных по высоте и скорости передач. В клубных командах следует больше внимания уделять индивидуальному блокированию, не забывать, что в основе любых групповых действий лежит индивидуальное мастерство.
В блокировании планируют примерно следующие показатели: полезный блок – 50%; выигрыш –15%; проигрыш – 5%.
Особое внимание в подготовке всех игроков должно быть уделено технике обработки мяча на задней линии, их постоянной готовности в процессе игры в разных зонах.
В защите планируют примерно следующий показатель: оставлено в игре 55% принятых мячей.
В тактике нападения нужно стремиться к наличию трех нападающих в каждой из 
шести расстановок. В основе тактики нападения лежит комбинационная игра в сочетании с более рациональной игрой в отдельные моменты партии. Необходимо стремиться к примерно равной загрузке зон нападений и примерно равному распределению нападающих ударов между всеми игроками шестерки. Более активно подключать к нападающим действиям игроков задней линии. 
В защите команда должна быть готова к игре по различным системам. Страховка может меняться в зависимости от тактики противника, хода игры и других обстоятельств. В команде необходимы два-три лидера, которые проявляли бы инициативу в любой расстановке на каждой линии.
Примерная модель женской команды
Принципы комплектования женской команды.
Команда может комплектоваться следующим образом:
? старше 24 лет– 2–3 человека;
? 20–23 года: 6–7 человек;
? 19 лет и моложе – 3–4 человека.
Команда комплектуется по игровым функциям таким образом: нападающие – 8 человек, связующие – 2 человека, вспомогательный связующий (нападающий) – 2 человека.
Нападающий игрок женской команды – рост 188–196 см, связующий 180–184 см. К ним также предъявляются определенные требования по специальной физической и технической подготовке (табл. 5, 6).
Таблица 5
Примерные нормативы по специальной физической подготовке игроков женской команды
Вид упражнения
Норматив
Бег «елочка» 94 м (скоростная выносливость)
23,0?24,0 с
Прыжок с места (прыгучесть)
55?65 см
Прыжок с разбега (прыгучесть)
300?305 см
Наклоны стоя на гимнастической скамейке, не сгибая ног (гибкость)
22?25 см
Поднимание и опускание прямых ног из положения лежа 
(сила мышц брюшного пресса)
25?30 раз
Таблица 6
Нормативы по технической подготовке нападающего игрока
Подача (%)
Прием (%)
Нападение (%)
Защита (%)
Блокирование (%)
затруд-нено
потеряно
доводка
поте-
ряно
результа-
тивность
ошибки
эффектив-
ность
осталось в игре
полезное
выигрыш
проигрыш
40?45
4?5
70?75
3?4
40?50
6?8
40?42
40?50
40?50
10?12
3?5
Тактическая подготовка нападающих игроков:
– уметь одновременно с партнерами входить в разные зоны передней линии для организации и завершения атаки;
– владеть всем разнообразием нападающих ударов и применять их в зависимости от конкретной игровой обстановки;
– определять основного нападающего и блокирующего противника каждой расстановки для результативного нападения и организации защиты под сеткой;
– уметь быстро переключаться от выполнения нападающих действий к защитным и наоборот;
– уметь правильно выбирать место для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров и действий блокирующих;
– уметь взаимодействовать с игроками своей линии, а также с игроками другой линии (блокирование, страховка нападающих, страховка блокирующих и т.д.).
Тактическая подготовка связующих игроков:
– уметь своевременно выбирать место для вторых передач;
– уметь выполнять передачи в зону при расположении левым и правым боком к сетке;
– уметь определять по составу и действиям блокирующих противника наиболее слабые участки их обороны и ориентировать своих нападающих;
– уметь быстро переключаться от защиты к нападению и выполнению вторых передач;
– уметь определять целесообразность выхода при доигровках мяча;
– владеть нападающими ударами с первых передач и уметь выполнять откидку в зависимости от конкретных игровых обстоятельств;
– при необходимости принимать активное участие в блокировании.
Основная задача при выполнении подачи – затруднить игрокам противника прием мяча. Необходимо выполнять нацеленные подачи в зону связующего игрока команды соперника или на активного нападающего, начинающего комбинации, чтобы разрушить организацию и темп развития атаки.
Прием подачи должен создать условия игрокам для того, чтобы организовать и успешно осуществлять различные тактические комбинации с заранее обусловленной сменой мест.
Кроме того, необходимо следующее:
– специализация нападающих игроков в различных зонах;
– одновременный выход в зону нападения всех трех игроков;
– концентрация игроков (двух-трех) в определенной зоне с последующим перемещением по всей ширине сетки;
– выход на блокирующего противника для создания заслона и образования свободной зоны;
– уметь определять свое первоначальное место в зависимости от количества и расположения нападающих;
– уметь определять основного нападающего противника в каждой конкретной расстановке и нейтрализовать его;
– выполнять перестроения в зонах внутри линии при своих подачах;
– основой блокирования должно быть индивидуальное мастерство;
– выбирать место для приема нападающих ударов в зависимости от действий блокирующих.
Для этого необходимо наличие двух-трех лидеров в команде. Все игроки должны быть готовы к ведению игры в состоянии сильного физического и психологического утомления, с любым противником играть самоотверженно, на высоком технико-тактическом уровне, независимо от хода всей игры и счета в отдельных партиях.
Программный раздел
После разработки модели команды ведущей задачей становится организация системы подготовки таким образом, чтобы получить результаты, возможно близкие к модели. Здесь главным является планирование. Объектами планирования могут быть: модель, информация, организационное и материально-техническое обеспечение, состав команды, контроль.
Планирование подготовки в каждом году четырехлетнего олимпийского цикла основывается на взаимосвязи и преемственности задач и содержания каждого последующего года.

Для детализации разрабатывают план подготовки клубной команды, который включает два макроцикла с тремя периодами – подготовительным, соревновательным и переходным. 
В подготовительном периоде особо четко выделяется предсоревновательный этап, имеющий специфические задачи, связанные с непосредственной предсоревновательной подготовкой, 
т.е. подведение команды к вершине спортивной формы. На этом этапе команда должна провести не менее двадцати контрольных встреч.

Немає коментарів:

Дописати коментар