СОРЕВНОВАНИЯ — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ

СОРЕВНОВАНИЯ — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ
Соревнования служат своего рода ядром, вокруг которого развертывается спортивная деятельность.
Результат отдельной встречи в волейболе есть итог соревновательной деятельности обеих участвовавших в игре команд: победа присуждается одной команде, но это было бы невозможно без участия другой команды. Это же можно сказать и о результатах соревнований, которые являются результатами соревновательной деятельности всех участвующих команд. Поэтому в процессе тренировки нельзя в полной мере создать специфические соревновательные условия — двусторонние учебные игры только частично решают эту проблему. В многолетней подготовке юных волейболистов обязательна хорошо продуманная соревновательная подготовка.
При планировании соревновательной подготовки следует руководствоваться следующими положениями:
— соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям построения многолетней подготовки;

— привлекать к участию в соревнованиях только достаточно подготовленных к ним юных спортсменов;

— планировать соотношение соревновательной и тренировочной деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию в соревнованиях возможностей юных волейболистов;

— состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей.
В многолетних и каждом годичном циклах выделяют соревнования, имеющие важное значение для конкретного коллектива спортсменов (спортивной школы, сборной республики или страны). Их принято называть основными.
Все остальные соревнования, которые предшествуют основным, называют подводящими (подготовительными).
К основным соревнованиям ведется специальная подготовка с учетом условий проведения (климатических, географических и т. п.) и состава участников. Подводящие соревнования входят составной частью в тренировочные микроциклы и являются специфическими формами соревновательной подготовки. Особое место здесь занимают контрольные игры и различные турниры. Тем же целям подчинены и официальные соревнования, если они не являются основными. Основные соревнования годичного цикла служат подготовительными к основным, которые приходятся на конец многолетнего цикла.
Число соревнований должно быть достаточным для обеспечения полноценной соревновательной подготовки. В последующих разделах об этом будет сказано более подробно.
Таким образом, соревнования органически входят в систему подготовки волейболистов. Они не только являются непосредственной целью тренировки, но и служат эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успеха, просто регулярно тренируясь, наращивая объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
Соревнования — обязательный компонент подготовки волейболистов. Однако неправильно считать, что конечная цель работы с волейболистами, особенно с юными, — успешное выступление в ближайших соревнованиях.
В годовых циклах контрольные и подводящие соревнования служат основным средством соревновательной подготовки к главному соревнованию года, а в многолетнем цикле главные соревнования года являются средством соревновательной подготовки к завершающему соревнованию цикла. В системе подготовки резервов основные соревнования служат подводящими с точки зрения достижения главной цели — подготовки волейболистов высокой квалификации. Необходимо добиваться оптимального сочетания видов соревнований с учетом закономерностей становления навыков игры, технической, тактической, физической, психологической подготовленности и спортивной формы.
СТРУКТУРА СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Система соревнований по волейболу в нашей стране охватывает все категории волейболистов как в возрастном плане, так и в плане уровня спортивного мастерства. Соревнования проводятся по волейболу (13 лет), миниволейболу (до 13 лет), по подвижным и подготовительным играм (10—12 лет), по программе комплекса ГТО. Возрастные группы для проведения соревнований: 9—10, П—12, 13—14, 15—16, 17—18, 19—20 лет.
На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в многолетней подготовке (в год): в командах высших разрядов — 70—80 игр, в группах спортивного совершенствования в спортивных школах — 60—70, в учебно-тренировочных группах — 30— 50, в группах начальной подготовки — 12—20. Половина игр и более—календарные (подводящие и основные).
Но для того чтобы коллективные действия были эффективными в соревнованиях, необходимо, чтобы волейболисты индивидуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Всех юных волейболистов, например, занимающихся в спортивных школах (их более 300 тысяч), официальными соревнованиями охватить невозможно, а готовить надо в равной мере всех по единой программе.
Выход из положения один: регулярные соревнования по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным играм, по волейболу в самой спортивной школе. Соревнования эти должны носить официальный характер (выявление и награждение победителей, лучших учебных групп по возрастам, лучших коллективов). В соревнованиях по физической и технической подготовке юный волейболист «борется за себя», здесь воспитываются бойцовские качества. В подвижных и подготовительных играх эти качества переносятся в коллективные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной подготовке. Соревнования по физической подготовке. Их регулярно проводят в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля, а также в масштабах города, области.
Программы соревнований основаны на материале общей и специальной физической подготовки. Ведущее место в них занимают легкоатлетические многоборья. Одни многоборья спринтерские, другие включают только прыжки, третьи — только метания. Проводят и смешанные многоборья, в которые входят и бег, и прыжки, и метания. Кроме того, по отдельным видам легкой атлетики. Приведем виды многоборий для юных волейболистов
11—14 лет.
1. Бег 30 м, бег 60 м, прыжок в длину с разбега.

2. Прыжок в длину с места, прыжок в высоту с разбега.

3. Метание мяча (150 г) на дальность, метание теннисного мяча на точность, броски набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками (сидя, стоя, в прыжке).

4. Бег 60 м, прыжки в длину (или в высоту) с разбега, метание мяча (150 г).

5. Бег 60 м, прыжок в длину (или в высоту) с разбега, толкание ядра (с 13—14 лет).

6. Бег 60 м, прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, метание мяча (150 г) на дальность.

7. Прыжок в длину с разбега, метание гранаты, бег 1500 м (2000 м).
Для волейболистов 15—16 и 17—18 лет соревнования проводят по перечисленным видам многоборий, только в разделе метаний используют броски набивного мяча весом 1,5—1 кг, а также толкание ядра. Кроме того, включают такие виды многоборья.
1. Бег 100 м, бег 2000 м, прыжок в длину с разбега.

2. Прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, прыжок в высоту с разбега.

3. Толкание ядра, метание ядра двумя руками снизу вперед, метание ядра двумя руками назад через голову из положения наклона вперед, ядро внизу.

4. Для девушек: прыжок в высоту с разбега, бег 200 м, бег 80 м с барьерами, прыжок в длину с разбега, бег 1000 м.

5. Для юношей: прыжок в длину с разбега, бег 200 м, бег 100 м с барьерами, толкание ядра, бег 2000 м.
Программа из 4 и 5 видов выполняется в два дня: в первый день — 2—3 вида, во второй — 2.
В соревнования по гимнастике и акробатике включают подтягивания из виса на перекладине (юноши), из виса лежа (девушки), лазанье по канату, опорные прыжки, кувырки, стойки, соединения акробатических упражнений.
В соревнования по спортивным играм включают баскетбол, гандбол, футбол (юноши).
Соревнования по плаванию и лыжной подготовке проводят с учетом требований нормативов комплекса ГТО для соответствующего возраста.
В программу соревнований по специальной физической подготовке входят упражнения скоростно-силового характера. Основные упражнения следующие.
1. Прыжок вверх с места толчком обеих ног.

2. Прыжок вверх с разбега толчком обеих ног.

3. Пятерной, десятерной прыжок с места.

4. Бег 5Х6 м.

5. Бег 10Х6 м.

6. Бег 92 м с изменением направления — к 6 точкам волейбольной площадки («елочка»).

7. Броски набивного мяча весом 1 (2) кг двумя руками из-за головы в прыжке через волейбольную сетку (высота соответственно правилам для данного возраста).

8. Метание теннисного мяча на точность через сетку в прыжке с разбега (как для нападающего удара).

9. Соревнования по типу многоборий: прыжки (3 вида), бег (3 вида), метание (3 вида).
Соревнования по технико-тактической и интегральной подготовке. В соревнованиях по технико-тактической и интегральной подготовке на первый план выступают показатели качества выполнения приемов игры, где главным критерием является точность полета мяча при выполнении передачи (второй и первой), подачи, нападающего удара, правильность выполнения тактической комбинации.
Программа соревнований строится на основе модельных требований, изложенных во втором разделе книги.
1. Соревнования по отдельным приемам. Сюда входят передачи сверху двумя руками на точность — стоя лицом и спиной в направлении передачи, передачи над собой и с ударом о стену, подачи на точность (в определенный участок площадки), нападающие удары из зон 4, 2, 3 различными способами на точность.

2. Соревнования по технике — кто больше выполнит приемов из предусмотренных. программой для данного возраста.

3. Соревнования по тактическим действиям. Все занимающиеся последовательно выполняют задание на приеме, передаче, нападающем ударе, блокировании. С 16 лет задания выполняют только по игровым функциям (связующего, нападающего первого или второго темпа).

4. Соревнования по тактике. Участвуют группы игроков («команды») по 4—5 человек, выявляются лучшие «команды».

5. Соревнования на переключение с одних приемов и тактических действий на другие: передачи в стену, стоя и сидя у стены; передачи в стену, стоя лицом и спиной к ней; нападающие удары и блокирование и т. п.
Соревнования по подвижным играм. В их программу включают подвижные игры, подготовительные к спортивным, эстафеты, в которых проявляется быстрота реакции и ответных действий, быстрота перемещения и переключения в действиях, ловкость.
Игры преимущественно командные: «Катающаяся мишень», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Защита цели», «День и ночь» (исходные положения: стоя лицом и спиной друг к другу, сидя, лежа и т. п.), «Вызов номеров» (перемещение заданным способом), «Борьба за мяч», «Мяч ловцу».
Примерные эстафеты: обычный бег, передвижение приставными шагами (правым и левым боком вперед, лицом и спиной вперед—по заданию), прыжками на одной и обеих ногах, переноска набивных мячей, повороты на 360° во время передвижения, преодоление препятствий, выполнение заданий (кувырки, броски в стену и ловля набивных мячей с близкого расстояния и т. п.).
Игры с волейбольным мячом: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Встречная передача мяча через сетку», «Два мяча через сетку». Многие задания для соревнований по технике и тактике проводят в виде игр. Особенно это важно там, где имеет место противоборство над сеткой: «Кто лучше над сеткой», когда нападающий стремится обыграть блокирующего, а тот в свою очередь нападающего, «подача — прием» проводятся по такому же принципу; «Выведи на удар без блока»: связующий с тремя нападающими стремится обыграть одного блокирующего, чтобы партнер выполнил удар без блока, и т. д.
Соревнования по волейболу. Соревнования в спортивной школе и в масштабах города, области целесообразно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т.д.), чтобы все учащиеся были охвачены в равной мере. Полезны игры старших с младшими с гандикапом.
Соревнования проводят полными составами (6Х6) и неполными (5Х5, 4Х4, 3Х3, 2Х2, 1Х1). Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют соревновательные качества, которые затем проявляются в коллективных действиях в игре в волейбол полными составами.
Для юных волейболистов 10—12 лет проводят соревнования по мини-волейболу. Правила имеют некоторые отличия от большого волейбола. Размеры площадки 12Х Х9 м, высота сетки — 2м, мяч имеет окружность 60 см и вес до 200 г. Количество замен не ограничено, однако нельзя держать одних игроков только у сетки, других — на задней линии. Все запасные игроки обязательно должны участвовать в игре.
Игра состоит из двух партий по 15 мин. После окончания первой партии дается перерыв 5 мин, после чего команды меняются площадками.
Команда набирает очки в том случае, когда она владеет подачей, а противники совершают ошибки. Ошибка во время игры приводит к проигрышу одного очка или права на подачу.
В момент подачи команда может выиграть два и даже три очка: три очка команда выигрывает, если после подачи противник, пытаясь принять мяч, даже не коснулся его и он упал на площадку; два очка — когда игроки противника задели мяч при приеме подачи, но не смогли отправить его на площадку подающей команды. Выигрыш партии дает команде два очка, проигрыш с разрывом менее 10 очков—одно очко, проигрыш партии с разрывом более 10 очков — 0 очков, ничья дает командам по два очка. Таким образом, счет игры может быть разнообразным: 4:0, 4:1, 4:2, 3:2, 2:2, 3:3, 4:4. Команде, не явившейся на игру, засчитывается поражение со четом 0:4.
Для более эффективной подготовки юных волейболистов целесообразно в положении о соревновании оговаривать определенные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую; при приеме подачи первой передачей мяч направлять: в зону 3, в зону 2, в зону 4; передачу на удар выполнять, только находясь лицом к нападающему, спиной к нему; нападающий удар выполнять средней силы в глубину площадки и т. п. Эти требования связывают с программным материалом для соответствующего возраста, что позволяет более прочно осваивать его в игровой и соревновательной обстановке.
Необходимо практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по физической, технической, интегральной подготовке и подвижным играм (10— 12 лет); по физической, технической подготовке и волейболу (13—18 лет) и т. п.
Следует подчеркнуть, что с помощью интегральной подготовки мы добиваемся того, что юные волейболисты учатся реализовывать в специфической соревновательной деятельности все то, что приобретается в процессе тренировочных занятий. Особенно эффективна интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям по волейболу. Недооценка, а нередко и недопонимание сущности интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки юных волейболистов. 

Немає коментарів:

Дописати коментар